Культура питания

Обоснование разработки программы


Организация рационального питания учащихся во время пребывания в школе является одним из ключевых факторов поддержания их здоровья и эффективности обучения.

Кроме того, важную роль в период становления детей как личностей занимает культура питания. Данная программа была разработана для того, чтобы с детства ребенок умел правильно вести себя за столом, знал правила столового этикета и понимал, как важно питаться здоровой пищей.

Цели и задачи программы


Основной целью программы является обучение школьников хорошим манерам, нормам поведения за столом, правилам этикета в школьных столовых.

Приоритетными задачами  программы являются:

  • формирование у школьников осознанного отношения к правильному питанию и здоровому образу жизни;
  • повышение уровня культуры питания школьников;
  • развитие у школьников хороших манер, правильного поведения;
  • повышение уровня пропаганды и просвещения в области здорового питания.

    Основные принципы программы


  • Концепция программы «Культура питания» основана на следующих принципах:

  • Здоровье детей — приоритетная задача;
  • Здоровое питание — наиболее эффективная профилактика заболеваний в условиях экологической неблагоприятной среды;
  • Культура питания — основополагающая составляющая жизни здорового и культурного человека.

    Правила поведения в школьных столовых


    Основные правила поведения в школьной столовой, которые должен знать каждый школьник:

  • Перед едой обязательно нужно вымыть руки.
  • Проходить в школьную столовую следует не спеша и не толкаясь.
  • Садиться за стол следует аккуратно, как можно тише.
  • За столом следует сидеть прямо, немного наклонившись над столом.
  • Пищу следует пережевывать тщательно, не спеша.
  • Вставать из-за стола также следует аккуратно и бесшумно.
  • После еды необходимо убрать за собой посуду и поблагодарить поваров.

    Правила поведения за столом


    Общие правила поведения  или этикет за столом — это тот минимум, который должен знать всякий культурный человек.

  • Сидя за столом, следует только запястьем опираться на его край. Женщинам допускается на небольшой промежуток времени опереться на стол локтем.
  • В процессе принятия пищи не следует расставлять локти и низко склонять голову над тарелкой. Голову только слегка наклоняют и на эту высоту подносят вилку или ложку. Не приветствуется дутье на горячую еду и напитки, «чавкание», прихлебывание.
  • Неэтично доливать из бутылки только себе. Взяв бутылку или графин, сначала предлагают соседу по столу.
  • Сидя за столом, хлеб ножом не режут, а отламывают маленькие кусочки, также нельзя макать хлеб в соус.
  • Если в солонке нет ложечки, соль набирают кончиком своего ножа, но при этом очистив его от посторонних загрязнений.
  • Зеленый салат не принято резать ножом; если листья слишком велики, то разрезают их вилкой или аккуратно наматывают на нее листья.
  • Птицу едят с помощью ножа и вилки. При этом необязательно очищать все косточки, на них должно остаться немного мяса.
  • Если картофель подан целиком, его не следует раздавливать на тарелке.
  • Спагетти едят с помощью вилки и ложки. Ложку держат в левой руке. Край ложки опускают в тарелку, на вилку наматывают спагетти в углублении ложки. Намотав на вилку немного макарон, ложкой отрезают эту порцию от остального.
  •  Рубленые котлеты или тефтели ножом не режут, а едят их, отделяя вилкой небольшие кусочки, причем вилку в этом случае вполне допустимо держать в правой руке.
  • Сухие пирожные, пряники, коврижку можно брать руками.
  • Сушки и сухари можно обмакнуть в чай или молоко, только находясь в семейном кругу.
  • После еды нож и вилку складывают в тарелке параллельно друг другу, ручками в правую сторону. Когда предполагается, что те же приборы будут использоваться при приеме следующего блюда, то их кладут на стол.

Правила сервировки стола


Существуют определенные правила сервировки стола.

  • Прежде всего, посуда, находящаяся на столе, должна располагаться по прямой линии. Края основных тарелок, а также ножей и вилок доходят до кромки стола или отстоят от нее на 1-2 см. Весь прибор располагается под рукой; те предметы, которые понадобятся раньше, находятся дальше от тарелки, откуда их удобнее брать.
  • Ножи кладут справа от основной тарелки лезвием к ней, вилки — слева, острием вверх, чтобы не испортили скатерть. Рыбный нож кладут справа от ножа для жаркого. Если до рыбы или жаркого подают закуски, то и для них нужны вилка и нож, немного меньшие, чем для жаркого. В соответствии с очередностью подачи блюд, они самые крайние, т.е. находятся дальше всего от тарелки. Ножей и вилок никогда не кладут на стол более трех пар. Если в особо торжественных случаях предусмотрено еще блюдо, которое едят при помощи ножа и вилки, их приносят позднее. Ножи и вилки кладут на расстоянии 1 см друг от друга.
  • Ложки кладут на стол выпуклостью вниз. Находящиеся за тарелкой суповая и десертная ложки должны лежать параллельно краю стола, ручками вправо. Суповая ложка может быть положена справа от тарелки рядом с ножом (правее последнего). Ко всем блюдам, которые не сервируют порциями, подают ложку, вилку, совочек, щипчики и т.д. Масло сервируют со специальным ножом так же, как соль и горчица — с соответствующими ложечками.

    Правила пользования столовыми приборами


  • Столовые приборы делятся на индивидуальные (основные) и общие (вспомогательные).

  • Индивидуальные приборы предназначены для приема блюд, общие — для раскладывания их. К индивидуальным приборам относятся закусочный, рыбный, столовый, десертный, фруктовый. Приборы, которые находятся справа от тарелки следует держать в правой руке, а те, что слева — в левой.
  • Закусочный прибор — вилка и нож. Он немного меньше размером, чем обычный столовый. Прибор подается к холодным блюдам и закускам всех видов и к некоторым горячим закускам — ветчине жаренной, блинам и др.
  • Рыбный прибор — вилка с четырьмя короткими зубцами и углублением для отделения костей и нож с коротким и широким лезвием в виде лопаточки — подается к горячим рыбным блюдам. Если нет рыбного ножа, то к горячему блюду из рыбы можно подавать рыбные или обычные столовые вилки.
  • Столовый прибор — вилка, нож и ложка — используется при сервировке стола для подачи первых и вторых блюд. Ложку и вилку используют также для раскладки блюд при отсутствии специального прибора.
  • Десертный прибор — состоит из ложки, вилки и ножа. По размеру вилка и нож несколько меньше закусочных, вилка с тремя зубцами. Как правило, приборы для десерта отличаются изяществом и оригинальностью. Десертные нож и вилку используют, когда на стол подают шарлотки, сладкие пироги и др. Десертную ложку подают к сладким блюдам, таким, как пудинг, мусс, ягоды с молоком, сливками, фрукты в сиропе.
  •  Фруктовый прибор — состоит из вилки и ножа. Фруктовые приборы используют для сервировки, если к столу подают яблоки, груши, ананасы, апельсины, а также арбузы, дыни. К консервированным фруктам и фруктовым салатам достаточно одной вилки.
  • Для мороженого используется специальная плоская ложка в виде лопаточки с едва изогнутыми краями.
  • К чаю подается ложка (чайная), щипцы для сахара, нож и вилка для лимона. Нож используется для нарезки лимона, имеет зигзагообразное острие. Вилка маленькая, изящной формы с двумя зубцами.
  • К кофе подается ложка (кофейная), такая же, как и чайная, только поменьше размером.
  • К приборам общего пользования относят также ножи для разрезания торта, ложки-ситечки для процеживания чая, ложки для специй и др.
  • Приборы и посуду перед использованием необходимо протереть полотенцем. Подготовленные посуду и приборы до момента их использования необходимо расположить в удобном месте и закрыть салфеткой или полотенцем.
  • Требуют определенной подготовки и приборы для специй. Их необходимо протереть, солонку наполнить на 3/4 объема солью, перечницу — молотым перцем. Горчичницу заполняют незадолго до прихода гостей на 3/4 объема и вставляют ложечку.

Пропаганда здорового питания


  • Проведение в школах семинаров «Культура питания».
  • Размещение информации о качественных продуктах, производителях Нижегородской области в форме фотовыставок.
  • Размещение во всех пищеблоках плакатов о витаминах и витаминизированной продукции, о правилах этикета.
  • Проведение дегустации полезных блюд.
  • Проведение анкетирования школьников.
  • Проведение тематических конкурсов среди школьников.
  • Проведения праздников, спектаклей, спортивных викторин для детей.

    Ожидаемые результаты


Проведение среди школьников занятий в рамках программы «Культура питания»:

  • позволит повысить уровень культуры питания школьников,
  • будет способствовать развитию у школьников хороших манер, правильного поведения за столом и в школьной столовой,
  • будет способствовать формированию у школьников осознанного отношения к правильному питанию и здоровому образу жизни,
  • позволит привить детям привычку к правильному полноценному питанию,
  • позволит повысить уровень пропаганды и просвещения в области здорового питания.