Культура питания
Обоснование разработки программы
Организация рационального питания учащихся во время пребывания в школе является одним из ключевых факторов поддержания их здоровья и эффективности обучения.
Кроме того, важную роль в период становления детей как личностей занимает культура питания. Данная программа была разработана для того, чтобы с детства ребенок умел правильно вести себя за столом, знал правила столового этикета и понимал, как важно питаться здоровой пищей.
Цели и задачи программы
Основной целью программы является обучение школьников хорошим манерам, нормам поведения за столом, правилам этикета в школьных столовых.
Приоритетными задачами программы являются:
- формирование у школьников осознанного отношения к правильному питанию и здоровому образу жизни;
- повышение уровня культуры питания школьников;
- развитие у школьников хороших манер, правильного поведения;
- повышение уровня пропаганды и просвещения в области здорового питания.
Основные принципы программы
-
Концепция программы «Культура питания» основана на следующих принципах:
- Здоровье детей — приоритетная задача;
- Здоровое питание — наиболее эффективная профилактика заболеваний в условиях экологической неблагоприятной среды;
- Культура питания — основополагающая составляющая жизни здорового и культурного человека.
Правила поведения в школьных столовых
Основные правила поведения в школьной столовой, которые должен знать каждый школьник:
- Перед едой обязательно нужно вымыть руки.
- Проходить в школьную столовую следует не спеша и не толкаясь.
- Садиться за стол следует аккуратно, как можно тише.
- За столом следует сидеть прямо, немного наклонившись над столом.
- Пищу следует пережевывать тщательно, не спеша.
- Вставать из-за стола также следует аккуратно и бесшумно.
- После еды необходимо убрать за собой посуду и поблагодарить поваров.
Правила поведения за столом
Общие правила поведения или этикет за столом — это тот минимум, который должен знать всякий культурный человек.
-
Сидя за столом, следует только запястьем опираться на его край. Женщинам допускается на небольшой промежуток времени опереться на стол локтем.
-
В процессе принятия пищи не следует расставлять локти и низко склонять голову над тарелкой. Голову только слегка наклоняют и на эту высоту подносят вилку или ложку. Не приветствуется дутье на горячую еду и напитки, «чавкание», прихлебывание.
-
Неэтично доливать из бутылки только себе. Взяв бутылку или графин, сначала предлагают соседу по столу.
-
Сидя за столом, хлеб ножом не режут, а отламывают маленькие кусочки, также нельзя макать хлеб в соус.
-
Если в солонке нет ложечки, соль набирают кончиком своего ножа, но при этом очистив его от посторонних загрязнений.
-
Зеленый салат не принято резать ножом; если листья слишком велики, то разрезают их вилкой или аккуратно наматывают на нее листья.
-
Птицу едят с помощью ножа и вилки. При этом необязательно очищать все косточки, на них должно остаться немного мяса.
-
Если картофель подан целиком, его не следует раздавливать на тарелке.
-
Спагетти едят с помощью вилки и ложки. Ложку держат в левой руке. Край ложки опускают в тарелку, на вилку наматывают спагетти в углублении ложки. Намотав на вилку немного макарон, ложкой отрезают эту порцию от остального.
-
Рубленые котлеты или тефтели ножом не режут, а едят их, отделяя вилкой небольшие кусочки, причем вилку в этом случае вполне допустимо держать в правой руке.
-
Сухие пирожные, пряники, коврижку можно брать руками.
-
Сушки и сухари можно обмакнуть в чай или молоко, только находясь в семейном кругу.
-
После еды нож и вилку складывают в тарелке параллельно друг другу, ручками в правую сторону. Когда предполагается, что те же приборы будут использоваться при приеме следующего блюда, то их кладут на стол.
Правила сервировки стола
Существуют определенные правила сервировки стола.
-
Прежде всего, посуда, находящаяся на столе, должна располагаться по прямой линии. Края основных тарелок, а также ножей и вилок доходят до кромки стола или отстоят от нее на 1-2 см. Весь прибор располагается под рукой; те предметы, которые понадобятся раньше, находятся дальше от тарелки, откуда их удобнее брать.
-
Ножи кладут справа от основной тарелки лезвием к ней, вилки — слева, острием вверх, чтобы не испортили скатерть. Рыбный нож кладут справа от ножа для жаркого. Если до рыбы или жаркого подают закуски, то и для них нужны вилка и нож, немного меньшие, чем для жаркого. В соответствии с очередностью подачи блюд, они самые крайние, т.е. находятся дальше всего от тарелки. Ножей и вилок никогда не кладут на стол более трех пар. Если в особо торжественных случаях предусмотрено еще блюдо, которое едят при помощи ножа и вилки, их приносят позднее. Ножи и вилки кладут на расстоянии 1 см друг от друга.
-
Ложки кладут на стол выпуклостью вниз. Находящиеся за тарелкой суповая и десертная ложки должны лежать параллельно краю стола, ручками вправо. Суповая ложка может быть положена справа от тарелки рядом с ножом (правее последнего). Ко всем блюдам, которые не сервируют порциями, подают ложку, вилку, совочек, щипчики и т.д. Масло сервируют со специальным ножом так же, как соль и горчица — с соответствующими ложечками.
Правила пользования столовыми приборами
-
Столовые приборы делятся на индивидуальные (основные) и общие (вспомогательные).
-
Индивидуальные приборы предназначены для приема блюд, общие — для раскладывания их. К индивидуальным приборам относятся закусочный, рыбный, столовый, десертный, фруктовый. Приборы, которые находятся справа от тарелки следует держать в правой руке, а те, что слева — в левой.
-
Закусочный прибор — вилка и нож. Он немного меньше размером, чем обычный столовый. Прибор подается к холодным блюдам и закускам всех видов и к некоторым горячим закускам — ветчине жаренной, блинам и др.
-
Рыбный прибор — вилка с четырьмя короткими зубцами и углублением для отделения костей и нож с коротким и широким лезвием в виде лопаточки — подается к горячим рыбным блюдам. Если нет рыбного ножа, то к горячему блюду из рыбы можно подавать рыбные или обычные столовые вилки.
-
Столовый прибор — вилка, нож и ложка — используется при сервировке стола для подачи первых и вторых блюд. Ложку и вилку используют также для раскладки блюд при отсутствии специального прибора.
-
Десертный прибор — состоит из ложки, вилки и ножа. По размеру вилка и нож несколько меньше закусочных, вилка с тремя зубцами. Как правило, приборы для десерта отличаются изяществом и оригинальностью. Десертные нож и вилку используют, когда на стол подают шарлотки, сладкие пироги и др. Десертную ложку подают к сладким блюдам, таким, как пудинг, мусс, ягоды с молоком, сливками, фрукты в сиропе.
-
Фруктовый прибор — состоит из вилки и ножа. Фруктовые приборы используют для сервировки, если к столу подают яблоки, груши, ананасы, апельсины, а также арбузы, дыни. К консервированным фруктам и фруктовым салатам достаточно одной вилки.
-
Для мороженого используется специальная плоская ложка в виде лопаточки с едва изогнутыми краями.
-
К чаю подается ложка (чайная), щипцы для сахара, нож и вилка для лимона. Нож используется для нарезки лимона, имеет зигзагообразное острие. Вилка маленькая, изящной формы с двумя зубцами.
-
К кофе подается ложка (кофейная), такая же, как и чайная, только поменьше размером.
-
К приборам общего пользования относят также ножи для разрезания торта, ложки-ситечки для процеживания чая, ложки для специй и др.
-
Приборы и посуду перед использованием необходимо протереть полотенцем. Подготовленные посуду и приборы до момента их использования необходимо расположить в удобном месте и закрыть салфеткой или полотенцем.
-
Требуют определенной подготовки и приборы для специй. Их необходимо протереть, солонку наполнить на 3/4 объема солью, перечницу — молотым перцем. Горчичницу заполняют незадолго до прихода гостей на 3/4 объема и вставляют ложечку.
Пропаганда здорового питания
- Проведение в школах семинаров «Культура питания».
- Размещение информации о качественных продуктах, производителях Нижегородской области в форме фотовыставок.
- Размещение во всех пищеблоках плакатов о витаминах и витаминизированной продукции, о правилах этикета.
- Проведение дегустации полезных блюд.
- Проведение анкетирования школьников.
- Проведение тематических конкурсов среди школьников.
- Проведения праздников, спектаклей, спортивных викторин для детей.
Ожидаемые результаты
Проведение среди школьников занятий в рамках программы «Культура питания»:
- позволит повысить уровень культуры питания школьников,
- будет способствовать развитию у школьников хороших манер, правильного поведения за столом и в школьной столовой,
- будет способствовать формированию у школьников осознанного отношения к правильному питанию и здоровому образу жизни,
- позволит привить детям привычку к правильному полноценному питанию,
- позволит повысить уровень пропаганды и просвещения в области здорового питания.