Обоснование разработки программы

Разработчики программы, анализируя ситуацию на момент разработки документа, пришли к выводу, что в Нижегородской области активно развивается сетевая розничная торговля. Однако были отмечены следующие тенденции продуктового тренда Нижегородской области:

  • отсутствие производства отдельных групп товаров и их ввоз из других регионов;
  • сокращение количества несетевых магазинов и увеличение доли сетевых розничных магазинов;
  • низкий удельный вес продуктов питания местного производства в товарообороте розничных сетей (от 30 до 40%);
  • неудовлетворительное качество сырья и высокая его стоимость характерны для организаций мясной, молочной, мукомольной промышленности;
  • недостаточное внимание местных товаропроизводителей к продвижению своей продукции, а также созданию собственных торговых марок и управлению ими;
  • независимость наличия ассортимента в магазинах районов Нижегородской области от маркетинговой и ассортиментной политики организаций оптовой торговли и дистрибьюторов.
  • Важнейшей проблемой, характерной и для других регионов России, является существующая практика взаимодействия товаропроизводителей и организаций сетевой розничной торговли. Основными недостатками в сотрудничестве между нижегородскими товаропроизводителями и розничными сетями были названы:
  • требование платы за каждое новое наименование продукции или ассортимента со стороны сетей;
  • предложение невыгодных условий оплаты;
  • отсутствие собственной системы доставки товара со стороны товаропроизводителей;
  • отсутствие на товарах штрих-кодов и даты изготовления со стороны товаропроизводителей;
  • использование непрезентабельной упаковки и неудобной для покупателей расфасовки товара со стороны товаропроизводителей;
  • неизвестность торговых марок, отсутствие промоакций, рекламы;
  • отсутствие грамотной маркетинговой и ассортиментной политики со стороны товаропроизводителей;
  • нарушение условий договоров по объемам и срокам поставок, качеству и ассортименту продукции со стороны товаропроизводителей.

Опросы показали, что нижегородские производители опасаются, что развитие розничных сетей приведет к разорению средних и малых производителей.

Эксперты констатировали, что для решения существующих проблем необходима комплексная программа мер по оздоровлению и развитию предприятий сельского хозяйства.

Цели и задачи программы

Основными цели программы являются:

  • поддержка нижегородских производителей;
  • продвижение продукции производителей на нижегородском и российском рынках;
  • увеличение объема производства и продаж;
  • снижение стоимости продуктов питания.

В рамках реализации Программы планируется достичь увеличения объемов производства товаров местных производителей в два раза и повышения доли продукции местных производителей в организациях торговли до 80 процентов.

Результаты реализации программы

Министерством постоянно ведется работа по увеличению доли продукции местного производства на полках нижегородских магазинов. Данный показатель неодинаков для разных видов торговых компаний. От 50 до 70 процентов представленной на рынках продукции – товары нижегородского производства. Но нижегородские товаропроизводители, особенно средние и мелкие, по-прежнему, сталкиваются с трудностями при попытке договориться с представителями торговых сетей на предмет поставки своей продукции.

Министерство поддержки и развития малого предпринимательства, министерство сельского хозяйства и продовольственных ресурсов и администрация Нижнего Новгорода помогают нижегородским производителям организовать работу объектов нестационарной торговли для реализации продуктов питания местного производства.

Большой популярностью у нижегородцев пользуются магазины шаговой доступности формата «у дома». Их количество увеличилось с 20 единиц (2009 год) до 200 (2011 год). Это сети магазинов Сеймовской, Павловской птицефабрик, Торгового Дома «Шахунское молоко», производителей хлебной продукции – «Сормовский хлеб» и «Каравай», – а также большая сеть магазинов потребкооперации.

Министерство поддержки и развития малого предпринимательства, потребительского рынка и услуг совместно с министерством промышленности и инноваций и министерством сельского хозяйства и продовольственных ресурсов организуют ярмарки «Покупайте нижегородское».
Ежегодно в Нижегородской области проходят выездные ярмарки. В  областном центре организованы такие мероприятия, как: ярмарка «Покупайте нижегородское», осенние сельскохозяйственные ярмарки, около кинотеатра «Россия» в Ленинском районе), «Дары осени» ( Приокский рынок), новогодняя выставка-ярмарка (Торгово-промышленная палата).
В подобных мероприятиях на бесплатной основе принимает участие до 80 нижегородских товаропроизводителей, как крупных компаний так и субъектов малого и среднего бизнеса, которые специализируются на производстве продуктов питания, товаров народного потребления, изделий народных художественных промыслов. Для производителей это хорошая возможность предложить свою продукцию нижегородцам напрямую, минуя посредников.

Ежегодно организуется коллективная экспозиция Нижегородской области на Всероссийской агропромышленной выставке «Золотая осень» (Всероссийский выставочный центр, Москва). Качество продукции нижегородских предприятий высоко оценивается участниками и посетителями выставки.

Министерство сельского хозяйства и продовольственных ресурсов организует выставки-презентации нижегородских пищевых продуктов, изготовленных без применения искусственных компонентов и ГМО. Также проводятся тематические ярмарки-продажи – «Праздник молока» и «Праздник хлеба».

В рамках Программы проводятся обучающие семинары и конференции по созданию торговой марки, разработке дизайна упаковки, по вопросам проведения рекламных акций и добровольной сертификации продуктов питания. При поддержке министерства промышленности и инноваций в  были организованы конференции по вопросам повышения качества продукции, эффективности производства и конкурентоспособности.

В целом Программа «Покупай Нижегородское» показала свою эффективность. За три года действия Программы доля нижегородских товаров в общем объеме розничного товарооборота увеличилась с 15 до 55-60 процентов.

Крупные предприятия-участники Программы уже стали успешно сотрудничать с федеральными и международными торговыми сетями.