Здоровое питание
В основе принципов рационального питания должен лежать принцип адекватности. При составлении меню обязательно должны учитываться потребности организма, связанные с возрастом, полом, ростом и развитием, с изменением условий внешней среды, а также физической или эмоциональной нагрузки. При оптимальной системе питания соблюдается баланс между поступлением и расходованием основных пищевых веществ.
Рациональное питание должно отвечать следующим принципам:
Режимность – прием определенного количества пищи в определенное время. Правильный режим питания обеспечивает эффективность работы пищеварительной системы, усвоение пищевых веществ и регулирует обменные процессы организма. Безвредность и легкая усвояемость. Пища не должна представлять опасности для здоровья из-за наличия физических, химических или биологических загрязнителей или процессов порчи при неправильном хранении и реализации. Усвояемость пищи определяется ее химическим составом и особенностями кулинарной обработки.
Сбалансированность. Для здоровья детей важнейшее значение имеет правильное соотношение питательных веществ. В меню школьника обязательно должны входить продукты, содержащие не только белки, жиры и углеводы, но и незаменимые аминокислоты, витамины, некоторые жирные кислоты, минералы и микроэлементы. Эти компоненты самостоятельно не синтезируются в организме, но необходимы для полноценного развития детского организма.
Основными питательными веществами и необходимыми элементами питания являются:
Жиры. Энергетический материал. Продукты, содержащие жиры: сливочное и растительное масло, сметана, сало. Источниками скрытых жиров являются мясо, молоко, рыба и яйца.
Углеводы. Энергетический материал. Продукты, содержащие углеводы: овощи, фрукты, крупы, макаронные изделия, хлеб, сахар. Углеводы необходимы для пополнения энергетических запасов организма. Наиболее полезны сложные углеводы, содержащие пищевые волокна. «Полезные» углеводы содержатся в овощах, фруктах, бобовых, орехах и семенах.
Витамины и минералы. Не являются питательными веществами, но обязательно должны присутствовать в рационе школьника для правильного функционирования и развития детского организма. Витамины подразделяются на группы A, B,C, D, E, F, K, N, P, U.К минералам относятся йод, железо, фтор, кобальт, селен, медь и другие.
Обязательным условием здорового питания является разнообразие рациона за счет использования разных продуктов и способов их приготовления.
Обоснование разработки программы
Питание является одним из важнейших факторов, определяющих здоровье детей и подростков, способствует профилактике заболеваний, повышению работоспособности и успеваемости, физическому и умственному развитию, создает условия для адаптации подрастающего поколения к окружающей среде. Сегодня состояние здоровья детей и особенно школьников находится на низком уровне. Как никогда актуальны вопросы повышения качества и доступности школьного питания, увеличения охвата организованным горячим питанием большего числа учащихся.
Цели и задачи программы
Основной целью программы является создание эффективной комплексной системы организации качественного, полноценного питания в общеобразовательных учреждениях.
Приоритетными задачами программы являются:
- обеспечение питанием школьников в соответствии с единым рационом питания, полностью соответствующим потребностям детей и установленным нормам;
- повышение качества реализуемой в школах пищи;
- сокращение и оптимизация издержек, связанных с производством школьного питания;
- повышение контроля в системе школьного питания;
- повышение уровня пропаганды и просвещения в области здорового питания.
Основные принципы программы
Концепция программы «Здоровое питание» основана на следующих принципах:
- Здоровье детей — приоритетная задача;
- Здоровое питание — наиболее эффективная профилактика заболеваний в условиях экологической неблагоприятной среды;
- Питание — основополагающая составляющая качества жизни.
Сбалансированное питание и витаминизация продукции
- Внедрение наиболее сбалансированных витаминизированных добавок;
- разработка и внедрение новых рецептур;
- увеличение доли витаминизированной продукции в общем количестве производимой продукции;
- увеличение ассортимента производимой продукции.
Кадровый вопрос.
- Работа со специализированными учебными заведениями по кадровым вопросам.
- Аттестация сотрудников.
- Оптимизация административного штата и повышение уровня квалификации сотрудников по результатам аттестации.
- Обучение сотрудников.
- Курсы повышения квалификации.
Ожидаемые результаты
Данная программа позволяет нам отбирать наиболее качественную и полезную продукцию, стимулировать её создание (продукция без ГМО) и широко информировать о возможностях сохранения и укрепления здоровья с помощью продуктов повседневного питания.
- Повышение уровня предоставляемой услуги.
- Увеличение ассортимента выпускаемой продукции в соответствии с рационом, возможность производства обогащенных продуктов.
- Создание единой системы поставщиков: централизованный отбор, завоз, контроль качества и безопасности продуктов, закупку продуктов непосредственно у предприятия-изготовителя, снижение закупочных цен.
- Привлечение к участию в организации питания высококвалифицированных специалистов (технологов, специалистов по производственному контролю).
- Снижение потерь на всех этапах производства и реализации готовой продукции вследствие применения высокотехнологичного оборудования и системы производственного учета и контроля.
- Улучшение здоровья школьников благодаря повышению качества школьного питания.
МБУ «Дирекция по организации питания» учреждение хоть и молодое, но уже успело завоевать доверие не только потребителей, но и коллег. Мы стали лучшими уже дважды.
На Всероссийском конкурсе «Лучшая школьная столовая – 2022» учреждение стало лучшей муниципальной региональной практикой построения системы обеспечения питанием учащихся. В этом году мы стали лучшими в региональном этапе Всероссийского конкурса в котором принимали участие наши коллеги в номинации «Лучшая столовая города-миллионника 2023» стала школа №118 Нижнего Новгорода и «Лучший повар школьной столовой». Звание лучшего повара заслужила Чуринова Марина Владимировна.